Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Асланов Л. Культура и власть

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вместо предисловия

Мы живем в необычное время, которое лучше всего определяется такими словами, как развал, смута, кризис, а то и попросту — бездна, т. е. мы живем среди безвременья, причем не только в какой-то безысходной неупорядоченности, но и в наполненной суетой пустоте. Кто-то кинулся с головой в омут буржуазного накопления, кто-то незатейливо ворует, кто-то стоически выживает, а кто-то откровенно радуется своему мещански-потребительскому существованию. Есть довольные, есть и недовольные. Есть бодрые и сникшие. Есть и страдающие. Есть и уходящие. Строптивое и безжалостное безвременье, обозначенное наступлением на высокое, на благородное, на доброе. Сколько унижения культуры, мировоззренческого образования, науки.
Но безвременье наше отличается парадоксальным взлетом человеческой мысли, желанием лучших умов разобраться в происходящем, понять представший перед изумленным человеком мир, наконец, сохранить и приумножить знание, поддерживающее и освещающее человека и его жизнь.
Наука теснима, она многое теряет, но не исчезла. Не исчезли и люди науки — в самом простом, но и в самом знаменательном смысле. Наука жива. Более того, она энергично (и самокритично — для гуманитарной, обществоведческой науки) ищет новые подходы и решения. Идет новое осмысление нового мира. Под тяжестью безвременья бьется острая научная мысль, это безвременье преодолевая.
Живой пример — представляемая читателю книга. Книга обществоведческая, гуманитарная, культурологическая, однако сделанная ученым-естественником. Да, она написана не в традиционном для гуманитариев ключе — это действительно работа ученого-естественника, но с каким уважением к гуманитарному знанию она выполнена, не говоря уже о скрупулезности и добросовестности, проявленных автором при исследовании непривычного, но ставшего ему дорогим предмета. Как пришла ученому-химику идея заняться изучением цивилизаций, по-видимому, — тайна, хотя сам автор, конечно же, увлеченно рассказывает о своих наблюдениях за жизнью Нидерландов и Англии, где ему пришлось находиться по своим профессиональным делам, но все-таки само обращение к социальной теме, наверное, зов судьбы.
Л.А. Асланов успешно справился с поставленной перед собой задачей. Я с большим интересом знакомился с рукописью книги, поддерживая автора в его нелегком труде и воздерживаясь благоразумно от всяческих «гуманитарных советов». Работа, на мой взгляд, должна максимально сохранять авторский рисунок — она вполне оригинальна и хороша как раз тем ,что выполнена ученым-естественником.
Я узнал о работе, когда она уже была в основном выполнена. Начальное удивление сменилось конечным удовлетворением. Книга получилась. Но не только книга. Думаю, что любой ученый-обществовед должен с огромным вниманием отнестись к утверждаемой автором версии развития европейских цивилизаций (я не оговорился — именно цивилзаций), как и к обоснованию им зарождения развития экономических (товарообменных, денежных) отношений, на базе которых и из которых в конечном итоге сформировалась современная экономическая цивилизация (термин мой. — Ю.О.). Уверен, что ученым, размышляющим над природой экономики, как и того же капитализма, а вместе с этим и социализма, как и ученым, думающим над возможностью «третьего» пути, есть, что взять из настоящей книги, возможно, сопряженной и с крупным научным открытием. Немало полезного найдет читатель и для компаративного осмысления российской цивилизации, ее исторических путей, актуального состояния, будущих тенденций. В книге, повторяю, много всего интересного и важного, часто просто неожиданного. Такую книгу нужно знать, она воистину просвещает — неназойливо, но верно.
В заключение мне хотелось бы лично поздравить Л.А. Асланова с замечательной книгой. На это у меня есть нетривиальное право: когда-то, в далекие сороковые и пятидесятые годы, мы учились с Леонидом Александровичем в одной московской школе (№588, что у церкви Николая Чудотворца в Хамовниках, ныне в начале Комсомольского проспекта), но не были тогда знакомы (я был в младших классах, а Леонид Александрович — в старших). Познакомились и подружились мы уже в Московском университете. О своей школе (до 1954 г. — мужской) мы сохранили самые добрые воспоминания. Любопытно, что школа за всю свою историю, а была она открыта в 1938 г., знает всего двух директоров, что, безусловно, свидетельствует о ее уровне и стабильности (кстати, это была тогда — в те времена — обыкновенная городская школа, а не какой-нибудь лицей, да еще и платный).
Л.А. Асланов — активный член президиума Философско-экономического собрания, член Научного совета Центра общественных наук при МГУ, член редакционно-издательского совета журнала «Философия хозяйства». Пользуясь случаем, я выражаю Леониду Александровичу искреннюю признательность не только за монографию, но и за участие в нашей общей научной и организационной деятельности.

Директор
Центра общественных наук при МГУ Ю.М. Осипов

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.