Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Все книги автора: Бычков В. (7)

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова.

OCR M. Бесценный

СОДЕРЖАНИЕ 7
Авторы статей Лексикона 13
Сокращения в подписях под статьями: 14
К философии Лексикона 14

А 20
Абсолютная музыка 20
Абстрактное искусство (беспредметное, нефигуративное) 22
Абстрактное кино 24
Абстрактный экспрессионизм 26
Абсурд (от лат. absurdus — нелепый, несообразный, бессмысленный) 27
Абсурда театр (от лат. absurdus — нелепый, несообразный, бессмысленный) 28
Авангард (фр. avantgarde — передовой отряд) 29
Автоматизм 34
Автоматическое письмо 35
Адаптация 36
Адорно (Adorno) Визенгрунд-Адорно Теодор (1903-1969) 36
Аккумуляция (фр. accumulation — накопление, аккумуляция; нагромождение) 38
Акция (или искусство акции) 38

Алеаторика (от лат. alеa — игра в кости, случайность, жребий) 39
Аналитическое искусство (см.: Филонов П.) 41
Ангажированность эстетическая (aesthetic engagement) 41
Антиномия (греч. — antinomia — противоречие закона самому себе) 43
Аполлоновское и дионисийское 44
Аполлинер (Apolinnaire) (Гийом (1880-1918) 45
Арте повера (итал. arte povera — бедное искусство) 47
Артефакт (от лат. are — ремесло, искусство и factum — сделанное) 47
Арт-номенклатура 48
Арто Антонен (Artaud Antonin), 1896-1948 48
Арт-рынок 50
Архетип (от греч. arche — начало и typos — образ) 51
Ассамбляж (фр. assemblage — соединение, сборка, монтаж) 52
Атональная музыка 52
Аура (др.-греч., лат. aura — дуновение, легкий ветерок, запах) 53

Б 55
Базен (Bazin) Андре(1918-1958) 55
Балаш (Balazs) Бела (1884-1949) 57
Барт (Barth) Ролан (1915-1980) 58
Батай (Bataille) Жорж (1897-1962) 60
Баухауз 62
Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975) 64
Двуголосое слово — скрещение в одном высказывании двух личностных «голосов» 66
Карнавализация — транспонирование карнавальных форм народной смеховой культуры 67
Полифония — теория особого типа художественного мышления 70
Хронотоп — («времяпространство») — эстетическая категория 71
Башляр (Bachelard) Гастон (1884-1962) 74
Безобразное 76
Беккет Сэмюэль (Beckett Samuel), 1906-1989 80

Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) 81
Бензе (Bense) Макс (1910-1990) 87
Беньямин (Beajamin) Вальтер (1892- 1940) 90
Берг (Berg) Альбан (1885-1935) 92
Бергсон (Bergson) Анри-Луи (1859-1941) 94
Бердяев H.A. (см.: Религиозная эстетика России) 97
Бессознательное (см.: Фрейд) 97

Богема 97
Боди-арт (body art — англ.: телесное искусство) 99
Бодрийар (Baudrillard) Жан (p. 1929) 99
Симулякр — своего рода алиби, свидетельствующее о нехватке, дефиците натуры 100
Бойс (Beuys), Йозеф (1921-1986) 101
Борхес (Borges Jorge Luis) Хорхе Луис (1899-1986) 104
Бретон (Breton ) Андре (1896-1966) 105
Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) 106
Булез (Boulez) Пьер (р. 1925) 108
Буньюэль (Bunuel) Луис (1900-1983) 111

В 112
Ван For (van Gogh) Винсент (1853-1890) 112
Ваттимо (Vattimo) Джанни (p. 1936) 113
Веберн (Webern) Антон (1883-1945) 115
Вертов Дзига (Денис Кауфман) (1896 — 1954) 116
Вещь 118
Видеоклип 120
Византийская эстетика (как парадигма) 121
1. Патристическая эстетика 121
2. Эстетика аскетизма — интериорная (от лат. interior — внутренний) 122
3. Литургическая эстетика — направление в поздней патриотической эстетике 123
4. Особое место в В.э. занимают многочисленные описания произведений искусства — экфрасис 123
5. Антикизирующее направление 123
Виртуальная реальность (virtual reality — англ.) в искусстве 124

Возвышенное 127
Воррингер (Worringer) Вильгельм (1881-1965) 131

Г 133
Гадамер (Gadamer) Ганс Георг (р. 1900) 133
Гарсия Маркес (Garcia Marquez) Габриэль (р. 1928) 136
Гезамткунстверк (нем. Gesamtkunstwerk — совокупное художественное произведение) 137
Герцог (Herzog) Вернер (р. 1942) 138
Гессе (Hesse) Герман (1877-1962) 139
Гибрид (лат. hybrida, hibrida — помесь) 141
Гидони Георгий Иосифович (1895-1942) 143
Гиперлитература 143
Гиперманьеризм (ipermanierismo — итал.) 144
Гиперреализм (hyherrealism — англ.), или фотореализм (photorealism — англ.) 145
Гипертекст (сверх-текст) 146
Гоген (Gauguin) Поль (1848-1903) 147
Годар (Godard) Жан Люк (р. 1930) 148
Граффити 150
Гринуэй (Greenaway) Питер (р. 1942) 151
Губайдулина София Асгатовна (р. 1931) 153

Д 155
Дада (Dada), дадаизм 155
Дали (Dali) Сальвадор (1904-1989) 157
Деконструкция (deconstruction — фр.) 160
Делёз (Deleuze) Жиль (1926-1995) 163
Деррида (Derrida) Жак (p. 1930) 165

Детурнемент 167
Деформация 169
Джойс (Joyce) Джеймс (1882-1941) 169
Дизайн (англ. design — проект, чертеж, проектирование) 172
— ДИЗАЙН — ясная работа чувств, сознания, языка, рук, всего существа, 173
— ДИАЛОГ В ДИЗАЙНЕ 174
— РОДЧЕНКО Александр (1891- 1956) - легенда русского Д. 174
— СОТТСАСС Этторе (1917-1997) - выдающийся итальянский дизайнер 175
— САЙТ (SITE — «Sculpture in the environment») — проектная группа в США 175
— ТАФ-ДИЗАЙН — мировоззрение, профессиональные принципы, этика, сложившиеся внутри Студии 176
Таф-дизайнер исповедует экологическое, сберегающее, реалистическое сознание 176
— ОТКРЫТОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - жанр дизайнерского проектирования, близкий хай-теку 177
Дискурс (позднелат. discursus — рассуждение, аргумент, довод) 177
Диссонанс и консонанс 177
Додекафония (от греч. dodeka — двенадцать и phone — звук, букв. — двенадцатизвучие) 180
documenta 182

Древнерусская эстетика (как парадигма) 184
Дюфренн (Dufrenne) Микель (1910-1995) 188
Дюшан (Duchamp) Марсель (1887-1968) 190

Ж 191
Жест авангардный 191
Жестокости театр 193
Жестокость 194
Живопись действия (англ. — Action Painting) 196

З 197
Заумь ( от «за» + «ум»), заумный язык 197
Приложение. Декларация заумного слова 199
«Звук и свет» (Son et Lumiere — фр.) 200
«Зеро» (Zero) (итал. zero — ноль) 201

И 202
Игра 202
«Игра в бисер» 206
Икона и авангард 208

Имажинизм (от англ. image— образ) 211
Имплозия (implosion — фр.) 213
Импрессионизм (от франц. impression — впечатление) 213
Инспирация (лат. inspiratio — вдохновение, внушение) 216
Инсталляция (англ. installation — размещение, установка, монтаж) 216
Интерактивность (interactivity — англ.) 217
Интерпретация 217
Интертекст 217
Интертекстуальность 218
Интуитивизм (от лат. intueri — пристально смотреть) 220
Информационная эстетика 221
Информель (фр. art informel — бесформенное, абстрактное искусство) 221

Ионеско (Ionesco) Эжен (1912-1994) 222
Искусство (греч. — techne, лат. — ars, англ. и франц. — art, итал. — arte, нем. — Kunst) 224

К 236
Камю (Camus) Альбер (1913-1960) 236
Кандинский, Василий Васильевич (1866-1944) 238
Канон (греч. kanon — норма, правило) 239
Катарсис (греч. кatharsis — очищение) 241
Кафка (Kafka) Франц (1883- 1924) 243

Кейдж (Cage) Джон (1912-1992) 245
Кинетическое искусство (от греч.: kinesis — движение) 247
Кино, кинематография (от греч. kinеma — движение, graphe — писать, рисовать) 248
Структурализм 60-70-х гг. и теория интертекстуальности 253
Киркегор (Кьеркегор) (Kierkegaard) Сёрен (1813-55) 254
Кич (нем. Kitsch — от простонародного verkitschen, kitschen — удешевлять) 255
Клее (Klee) Пауль (1879-1940) 256

Коллаж (фр. collage — приклеивание) 259
Компоузинг (composing — англ.) 259
Компьютерная графика 259
Конкретная музыка (musique concrete) 262
Конкретное искусство (фр. — Art concret) 263
Консерватизм 264
Конструирование 265
Конструктивизм (фр. constructivisme от латинского constructio — построение) 265

Концепт (от позднелат. conceptus — мысль, представление, понятие; в античности — накопление вод, зачатие, плод) 268
Концептуализм, концептуальное искусство (Concept Art — англ. concept — понятие, идея, концепция ) 268
Кошут (Kosuth) Йозеф (p. 1945) 271
Красота 271
Кристева (Kristeva) Юлия (p. 1941) 272
Кубизм (cubisme — фр. от cube — куб) 273
Кубофутуризм 276
Кунеллис (Kounellis) Яннис (p. 1936) 277
Кэмп (от англ. camp — лагерь, стоянка, место временного пребывания) 278

Л 279
Лабиринт (греч. labyrinthes — сложное переплетение, сеть, запутанность) 279
Лакан (Lacan) Жак (1901-1981) 280
Леви-Строс (Levi-Strauss) Клод (p. 1908) 283
Леже (Leger) Фернан (1881-1955) 285
Ле Корбюзье (Le Corbusier) — псевдоним Шарля Эдуара Жаннере (Ch. Ed. Jeanneret) (1887-1965) 286

Леттризм (lettrisme — фр.) 289
Лиотар (Lyotard) Жан-Франсуа (1924-1998) 290
Липпс (Lipps) Теодор (1851-1914) 292
Лотман Юрий Михайлович (1922-1993) 294
Лучизм (Rayonismus, от франц. rayon — луч) 295
Лэнд-арт (англ. Land Art — природо-искусство) 295

M 297
Магический реализм 297
Малевич Казимир. (1878-1935) 297
Мальро (Malraux) Андре. (1901-1976) 301
Манифестарная эстетика 304
Маринетти (см.: Футуризм) 305
Массовая культура 305

Постмодернизм — это беспечное и легкомысленное дитя конца XX в. 307
Масс-медиа (средства массовой коммуникации) 308
Матисс (Matisse) Анри (1869-1954) 310
Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930) 311
Медитативное искусство 313
Мессидж (message — англ.: послание) 314
Метафизическая живопись (ит. — pittura metafisica; франц. — peinture metaphysique) 314
Метц (Metz) Кристиан (1931-1993) 316
Мимесис (греч. mimesis — подражание, воспроизведение) 318
Минимализм (minimal art — англ.: минимальное искусство) 319

Миро (Miro) Хуан (1893-1983) 320
Мис ван дер Роэ (Mice van der Rohe) Людвиг (1886-1969) 322
Модерн (фр. modeme — современный) 323
Модернизм (фр. — modernisme, от moderne — современный, англ. — modernism) 325
Модильяни (Modigliani) Амедео (1884-1920) 326
Мондриан (Mondrian) Пит (1872- 1944) 327
Морфинг (morphing — англ.) 330
Музыкальная графика 330

H 331
Навигация 331
Наивное искусство 331
Неискусство как искусство 332
Неклассическая эстетика (см.: Эстетика неклассическая) 333
Неопластицизм (см.: Мондриан) 333
Нет-арт (Net Art — от англ. net — сеть, art — искусство) 333
Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844-1900) 334
Ницше и ПОСТ-культура 337
«Новая волна» (франц. — La nouvelle vague) 339
«Новые фовисты», или «Новые дикие» (нем. Neue Wilde) 341
Новый реализм (франц. — Le Nouveau realisme) 342
Нон-финито (итал. non-finito — незаконченное) 342
НТП и искусство 343

О 345
Объект 345
ОБЭРИУты 345
Приложение. Завершение поэмы А.Введенского «Кругом возможно Бог»: 347
Оп-арт (англ. op art — сокр. от «оптическое искусство») 348
ОПОЯЗ («Общество по изучению поэтического языка») 348
Оппозиции эстетические (лат. oppositio — противоположение) 350
Ортега-и-Гассет (Ortega у Gasset) Xoce (1883-1955) 351
Остраненне (от слова «странный») 352

П 353
Палимпсест (греч. — palipmpseston — вновь соскобленный) 353
Парадигма (от древнегр. paradeigma — пример, образец) 354
Пастиш (от итал. pasticcio — паштет) 355
Персонификация 355
Перформанс (англ. performance — исполнение) 355
Пикассо (Picasso) Пабло (1881-1973) 356
Письмо (франц. ecriture) 358
Повседневность 360
Полиэкран 361
Поп-арт (англ. pop art — от popular art - популярное искусство) 362
Поп-музыка 364
ПОСТ- (Oт ПОСТ-культуры) (сущ. ср. рода — оно, нечто, не имеющее определенного рода) 366

ПОСТ-адеквации 368
Постимпрессионизм 370
Постмодернизм (франц. postmodernisme) 372
Постпостмодернизм 375
Постструктурализм (неоструктурализм) 375
Постфрейдизм 377
Потебня Александр Афанасьевич (1835-1891) 380

Потлач (фр. potlash) 383
Православная эстетика (как парадигма) 384
Прекрасное 384
Прием (литературный) 393
Примитивисты 393
Пространство артефакта 394
Пруст (Proust) Марсель (1871-1922) 395
Психоделическое искусство 396

Р
Раушенберг (Rauschenberg) Роберт (p. 1925) 398
Реди-мейд (англ. ready-made — готовый) 400
Религиозная эстетика России 401
Рестани (Restany) Пьер (Р. 1930) 407
Ризома (франц. rhizome — корневище) 409
Рорти (Rorty) Ричард (p.1931) 410

C 411
Садизм и мазохизм 411
Сартр (Sartre) Жан-Поль (1905-1980) 413
Светомузыка (цветомузыка) 414
Свободная фигуративность (figuration libre — фр.) 416
Сезанн (Cezanne) Поль (1839-1906) 416
Семиотическая эстетика 418
Cepp (Serres) Мишель (p. 1930) 421

Символизм (франц. symbolisme) 423
Символическое 430
Симулякр (simulacre — фр.) 431
Синестезия (от др.-греч. synaisthesis — соощущение) 431
Скрябин Александр Николаевич (1872- 1915) 432
Событие 434
Сонорика (от фр. sonorite — звучность) 435

Соц-арт 439
Средневековая эстетика (как парадигма) 440
Стиль 443
Структурализм в эстетике 445
Сублимация (лат. sublimo — возвышать, возносить) 448
Суггестия (от лат. suggestio — внушение; намек) 448
Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) 449
Сюрреализм (фр. surrealisme — сверхреализм) 452

Т 455
Ташизм (от франц. tache — пятно) 455
Текст (см.: Барт) 455
Телесность 455
Термен Лев Сергеевич (1896-1993) 458
Теургия (греч. theoyrgia — художественное деяние; сакральный ритуал, мистерия) 459
Технообраз (technimages— фр.) 459
Тодоров (Todorov ) Цветан (p. 1939) 460
Трансавангард (trans-avant-garde — фр.) 462
Тцара (Tzara) Тристан (1896-1963; наст, имя и фамилия Сами Розенсток. Родился в Румынии, скончался в Париже) 463

У 465
Уорхол (Warhol) Энди (1930-1987) 465

Ф 466
Фантазм (fantasme — фр.) 466
Феноменологическая эстетика 466
Фехнер (Fechiier) Густав Теодор (1801-1887) 470
Филонов Павел Николаевич (1883-1941) 472

Флоренский Павел Александрович (1882-1937) 475
Флуктуация (англ. fluctuation) 478
Фовизм (от фр. les fauves — дикие (звери)) 479
Фолькельт (Volkelt) Иоганнес Эммануил (1848-1930) 479
Формальный метод (в литературоведении) 481
Фотография 483
Фрейд (Freud) Зигмунд (1856-1939) 488
Фрейдизм и искусство 490
Фуко (Foucault) Мишель Поль (1926-1984) 492
Футуризм (futurisme, от латинск. futurum — будущее) 494

Х 497
Хайдеггер ( Heidegger) Мартин (1889-1976) 497
ХАЙ-ТЕК (англ. Hi-tec; от high technology — совершенная технология) 500
Хармс см.:ОБЭРИУТы 501
Хейзинга (Huizinga) Йохан (1872-1945) 501
Игра, согласно X., 501
Хлебников Велимир (наст. имя Виктор Владимирович, 1885-1922) 502
Художественная культура XX века (в дальнейшем — ХКДВ) 506
Хундертвассер 507
Хэппенинг (happening — англ.; от to happen — случаться, происходить; в буквальном значении — происходить здесь и сейчас, непреднамеренно) 508

Ц 510
Центон (от лат. cento — одежда или одеяло из лоскутков) 510

Ш 510
Шагал (Chagal) Марк Захарович (1887-1985) 510
Шёнберг (Schonberg) Арнольд (1884- 1951) 512
Шизоанализ (schizanalyse — фр.) 514
Шкловский Виктор Борисович (1893-1984) 518
Шлягер (нем. Schlager— популярная песенка) 519

Шнитке Альфред Гариевич (1934-1998) 521
Шок эстетический 523
Штокхаузен (Stockhausen) Карлхайнц (род. 1928) 523

Э 528
Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898- 1948) 528
Эйхенбаум Борис Михайлович (1886-1959) 530
Экзистенциализм в эстетике (от лат. existentia — существование) 534
Эклектика (от греч. eklego — выбирать, собирать) 535
Эко (Eco) Умберто (род.1932) 536
Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) 536
Энвайронмент (англ. environment — окружение, среда) 539
Энвайронментальная эстетика (от англ. environment — окружающая среда) 541
Эрнст (Ernst) Макс (1891-1976) 542
Эротическое 543

Эстетизм 545
Эстетика (от др.-греч. — aisthanomai — чувствовать; aisthetikos — воспринимаемый чувствами) 546
Для Э. барокко (расцвет XVII-XVIII вв., термин введен в к. XIX в.; итал. barocco — причудливый, вычурный) 551
Э. романтизма (расцвет к. XVIII — нач. XIX в.) 551
Эксплицитная (или собственно философская) эстетика сформировалась достаточно поздно. 553

Эстетика неклассическая 561
Эстетическая культура 565
Эстетическое 565
Эстетическое сознание 567

Ю 568
Юккер (Uecker) Понтер (род. 1930) 568
Юнг (Jung) Карл Густав (1875-1961) 569

Я 571
Якобсон Роман Осипович (1896-1982) 571
Ясперс (Jaspers) Карл (1883-1969) 573

Предельные метаморфозы культуры - итог XX века 575

Предельные метаморфозы культуры - итог XX века (2часть)575

Примечания 600

SUMMARY 603

Указатель имен 605

Главный редактор и автор проекта «Summa culturologiae»
С.Я.Левит

Редакционный совет серии:
Л.В.Скворцов (председатель), С.С.Аверинцев, В.В.Бычков, А.Я.Гуревич, В.Д.Дажина,
О.Ф.Кудрявцев, Л.Т.Мильская, Ю.С.Пивоваров, А.К.Сорокин, П.В.Соснов

Автор проекта «Лексикон нонклассики», ведущий автор,
руководитель авторского коллектива: В.В.Бычков
Редколлегия Лексикона: О.В.Бычков, Л.С.Бычкова, Н.Б.Маньковская

Рецензент:
Гл. н.с. Института философии РАН, д.ф.н. профессор Л.И.Новикова

Художник: П.П.Ефремов

В Лексиконе использованы материалы исследовательского проекта, поддержанного РГНФ (96-04-06052)
Л 43 Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова.— М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 607 с. (Серия «Summa culturologiae»).
Энциклопедическое научно-информационное концептуальное исследование, посвященное крупнейшему в истории культуры переходному периоду — художественно-эстетической культуре XX века — от классической Культуры к принципиально иному эстетическому сознанию и артпроцессам техногенно-компьютерной цивилизации XXI в. Открытый гипертекст коррелирующих друг с другом и иными интертекстуальными феноменами статей, выявляющий специфику, главные тенденции, направления, систему понятий и терминов, утвердившихся для их обозначения, а также главные персоналии художественно-эстетической культуры XX в в контексте основных парадигм европейской классической традиции, как ее логически-алогичное завершение. При этом основное внимание уделено именно новаторским, неклассическим, постклассическим феноменам и личностям, характеризующим более чем столетний процесс движения в культурном пространстве: авангард — модернизм — постмодернизм, в сферах эстетического сознания и визуальных искусств, главным образом, но также в литературе и музыке от символизма и импрессионизма до арт-проектов конца XX в. Статьи Лексикона учитывают новейшие достижения в сфере гуманитарного знания, написаны доступным самым широким читательским кругам языком, снабжены богатой библиографией. Книга содержит указатель имен и Summary.
ISBN 5-8243-0420-3
© С.Я.Левит, составление серии, 2003
© В.В.Бычков, автор проекта, составление тома, 2003
© Авторы статей, 2003
© «Российская политическая энциклопедия», 2003
________________________________________
Авторы статей Лексикона
Андрияускас А. (Мальро, Ницше, Хайдеггер);
Апинян Т. (Хейзинга);
Аронсон О. (Базен, Балаш, Бунюэль, Вертов, Кино, Эйзенштейн );
Берлеант А. (Ангажированность эстетическая, Энвайронментальная эстетика);
Бессонова М. (Беньямин, Мондриан, «Новый реализм», Рестани);
Бычков В. (К философиии Лексикона, Абстрактное искусство, Абсурд, Авангард, Автоматизм, Антиномия, Арт-номенклатура, Арт-рынок, Безобразное, Белый, Бойс, Булгаков , Вещь, Византийская эстетика (как парадигма), Возвышенное, Гадамер, Гипертекст, Дискурс, «Документа» (documenta), Древнерусская эстетика (как парадигма), Жестокость, Заумь, «Игра в бисер», Икона и авангард, Интертекст, Кандинский, Канон, Катарсис, Консерватизм, Красота, Кэмп, Лабиринт, Малевич, Мимесис, Миро, Модернизм, Неискусство, Нет-арт, Ницше и ПОСТ-культура, Нон-финито, НТП и искусство, Оппозиции эстетические, Повседневность, ПОСТ-, ПОСТ-адеквации, Православная эстетика (как парадигма), Религиозная эстетика России, Символизм, Соц-арт, Средневековая эстетика (как парадигма), Сублимация, Суггестия, Супрематизм, Сюрреализм, Телесность, Теургия, Филонов, Флоренский, Фовизм, Фрейд, Фрейдизм и искусство, Хлебников, Художественная культура XX века, Эклектика, Энвайронмент, Эстетика неклассическая, Эстетическая культура, Эстетическое, Эстетическое сознание);
Бычкова Л. (Абстрактный экспрессионизм, Аккумуляция, Аполлоновское и дионисий-ское, Арте повера, Артефакт, Ассамбляж, Баухауз, Ван Гог, Граффити, Дада (Дадаизм), Деформация, «Зеро», Импрессионизм, Инспирация, Интерпретация, Коллаж, Конкретное искусство, Конструктивизм, Концепт, Кубизм, Лучизм, Лэнд-арт, Матисс, Модильяни, Наивное искусство, Объект, Палимпсест, Полиэкран, Примитивисты, Сезанн, Та-шизм, Футуризм, Экспрессионизм, Эрнст, Юккер;
Бычков В. и Бычкова Л. (Акция, Гоген, Дали, Дюшан, Живопись действия, Инсталляция, Информель, Клее, Концептуализм, Кунеллис, Кубофутуризм, Леже, Медитативное искусство, Метафизическая живопись, Модерн, ОБЭРИУты, Пикассо, Поп-арт, Постимпрессионизм, Пространство артефакта, Раушенберг, Реди-мейд, Уорхолл, Хундертвассер, Шагал; Предельные метаморфозы культуры - итог XX века);
Бычков В. и Бычков О. (Игра, Искусство, Прекрасное, Эстетика);
Ванечкина И. (Музыкальная графика);
Галеев Б. (Абстрактное кино, Гезамткунсверк как парадигма, Гидони, «Звук и свет», Светомузыка, Термен);
Галеев Б. и Ванечкина И. (Синестезия, Скрябин);
Гоготишвили Л. (Бахтин);
Джимбинов С. (Гессе, Джойс, Кафка, Пруст);
Ермолаев А. и Савенкин В. (Хай-тек);
Завадский С. (Аура, Бензе, Манифестарная эстетика);
Карцева Е. (Кич),
Краснова Г. (Герцог);
Кривцун О.(Богема, Эротическое);
Липов А. (Воррингер, Липпс, Потебня, Фехнер, Фолькельт);
Маньковская Н. (Абсурда театр, Автоматическое письмо, Адаптация, Аполлинер, Арто,
5
Батай. Беккет, Боди-арт, Бодрийяр, Борхес, Бретон, Виртуальная реальность, Гарсиа Маркес. Гиперлитература, Гиперманьеризм, Гиперреализм, Деконструкция, Делёз, Деррида, Жестокости театр, Имплозия, Интерактивность, Ионеско, Камю, Кинетическое искусство, Компоузинг, Конструирование, Кристева, Лакан, Леттризм, Лиотар, Магический реализм, Мессидж, Метц, Минимализм, Морфинг, Навигация, «Новые фовисты», Оп-арт, Пастиш, Персонификация, Перформанс, Постмодернизм, Постпостмодернизм, Постфрейдизм, Потлач, Ризома, Рорти, Сартр, Свободная фигуративность, Серр, Символическое. Симулякр, Технообраз, Тодоров, Трансавангард, Фантазм, Флюктуация, Хэппенинг, Шизоанализ, Шок, Экзистенциализм, Эко);
Новиков А. (Бергсон, Интуитивизм);
Огданец М. (Гибрид, Интертекстуальность, Центон);
Палехова О. (Имажинизм, Маяковский, ОПОЯЗ, Остранение, Прием, «Формальный метод», Шкловский, Эйхенбаум);
Петровская Е. (Гринуэй, Фотография);
Пресняков М. (Штокхаузен);
Силичев Д. (Барт, Башляр, Ваттимо, Дюфрен, Леви-Стросс, Лотман, Письмо, Постструктурализм, Семиотическая эстетика, Структурализм в эстетике, Феноменологическая эстетика, Фуко, Якобсон);
Теракопян М. (Компьютерная графика);
Тесленко Е. (Детурнемент);
Устюгова (Стиль);
Утилов («Новая волна»);
Ухов Д. (Кейдж, Конкретная музыка);
Фиртич Н. (Жест авангардный, Тцара);
Холопов Ю. ( Алеаторика, Булез, Веберн, Диссонанс и консонанс, Додекафония, Сонорика);
Холопова В. (Берг, Губайдулина, Шнитке);
Царапкина Т. (Годар);
Чередниченко Т. (Абсолютная музыка, Поп-музыка, Шлягер);
Шапинская Е. (Масс-медиа);
Шукурова А. (Ле Корбюзье, Мис ван дкр РОЭ);
Эшпай В. (Видеоклип);
Яковлев Д. (Эстетизм).

Сокращения в подписях под статьями:
В. Б. - В.Бычков; Л. Б. - Л. Бычкова; Н. М. - Н.Маньковская.

6
К философии Лексикона
На рубеже XX и XXI веков особое значение и актуальность в культуре и науке, прежде всего в гуманитарных науках, приобретают словарно-аналитическое мышление и научные исследования в лексиконной форме. Сегодня очевидно, что культура в целом и все ее основные компоненты находятся в процессе некоего глобального перехода в какое-то принципиально иное состояние, основные характеристики которого остаются пока еще совершенно неясными. В совокупности причин этого грандиозного явления, анализ которых составляет предмет многих наук, видное место занимает научно-технический прогресс, сопровождающийся взрывоподобным ростом информации самого разного рода и во всех отраслях знания. Отсюда на одно из первых мест в культуре выступает задача упорядочения и классификации этой информации (в различных формах ее хранения и презентации). Одной из наиболее древних и все еще актуальных форм такого упорядочивания являются всевозможные тематически-отраслевые словари, построенные по алфавитному принципу.
В эпоху сверхконцентрации информации, предельно возросших информационных шумов и дефицита времени Лексикон (так я обозначу здесь идеальную совокупность всех возможных словарей) в гуманитарных науках приобретает особое значение. Из популярного справочника или академического хранилища кодифицированных знаний он все чаще превращается в фундаментальное динамичное научное исследование достаточно широкого профиля (в пределах гуманитарных наук) с высоким коэффициентом концентрации актуальной информации, оптимальным библиографическим аппаратом, с достаточно четко выраженными аналитикой и методологией лаконичного (что особенно актуально в эпоху глобальной компьютеризации) исследования сущностных проблем, связанных с понятийным полем той или иной сферы знания, и имеющее тенденцию к постоянному развитию, то есть принципиально открытый характер.
В постклассический период все гуманитарные науки пришли в какое-то броуновское движение, почти хаотически пересекаясь и перемешиваясь между собой и по предмету, и по формам и методам исследования, нередко вовлекая в свою орбиту отдельные естественные и технические науки. Интенсивное развитие информатики, глобальная компьютеризация и «интернетизация» знания служат существенными катализаторами этого процесса. Подобная ситуация наблюдается в гуманитарной культуре в целом, и особенно она заметна в сфере художественно-эстетической культуры, в том, что совсем недавно называлось таким, казалось бы, незыблемым словом как искусство. Сегодня искусства как одной из актуальных форм культуры, имеющей метафизический характер, уже практически нет. Его можно увидеть только в музее. Культуры с большой буквы — тоже (см.: ПОСТ-). Им на смену пришли бесчисленные и самого разного толка арт-практики, арт-проекты, артефакты и т. п. деятельности и их продукты. И здесь дело не просто в моде на новаторскую лексику. Лексика, что было известно с древности, выражает сущность глубинных процессов, происходящих в культуре, сознании, мышлении, наконец, во всей человеческой жизни.
Возьмите произвольно любую статью в сегодняшнем (зарубежном или отечественном) журнале по современному искусству или литературе, и там замелькают ряды каких-то имплозии, интерактивностей, мессиджей, компоузингов, персонификаций, бифуркаций, сублимаций, деконструкций, концептов, адаптации, навигаций, мор-фингов, пастишей, гибридов, кэмпов, энтропии, логаэдизаций, серийных мышлений, виртуальных реальностей, интертекстов, гипертекстов, киберпространств и т. д. и т. п.
7
Если даже у вас хватит терпения покопаться в соответствующих латинско-англо-фран-цузско-итальянско-русских словарях, обыденные значения упомянутых терминов только окончательно погрузят ваше сознание в пучину глобального семантического шума и добытийного хаоса. Ибо в контексте новейших продвинутых работ о современных, опять же продвинутых (или за-двинутых), «актуальных» проектах, которые се-годня в моде у арт-критиков, они имеют свое узкопрофессиональное, или жаргонное, значение, часто достаточно далекое от собственно словарного. Это касается и таких, казалось бы, всем известных понятий, как террор, мусор, куратор, свалка, насилие, стратегия, разрушение, событие, политика, ландшафт, рельеф и т. п. Эффект смысла часто отсутствует, ситуация понимания не складывается, событие восприятия остается в потенции, идет глобальная герметизация знания.
В предшествующем абзаце нет и тени иронии (что отчасти было бы вполне уместно в современной постмодернистской парадигме науки) или огульного критиканства (что было бы уже просто не к месту). Конечно, в некотором излишне виртуозном жонглировании интернациональной универсально-гуманитарно-естественно-технически-научной лексикой некоторыми современными гуманитариями есть элемент «игры в бисер» (что опять же — «в духе» современной культуры), этакой псевдонаучной элитарности, но не этим детерминированы потоки новой терминологии в современных гуманитарных исследованиях, и в частности в художественной критике и эстетических исследованиях. Суть в самих взрывоподобно развивающихся процессах художественно-эстетической культуры и культуры в целом. Современные гуманитарные науки (а, может быть, уже имеет смысл говорить о некой принципиально новой единой гуманитарной науке, которая пока не имеет имени, но начинает именно сегодня активно складываться на основе традиционных философии, эстетики, филологии, лингвистики, психоанализа, искусствоведения, семиотики и многих других наук) — так вот, современные ученые-гуманитарии находятся в мучительном поиске адекватного понятийного аппарата для выражения не имеющих исторических аналогов каких-то принципиально новых процессов в том, что раньше называлось искусством, литературой, философией, культурой.
В подобной ситуации одно из видных (если не центральное) мест в гуманитарной науке начинает занимать Лексикон, как особая форма фундаментального, концентрированного и, одновременно, мобильного исследования. Современный Лексикон гуманитарных знаний (одной из составляющих которого является по замыслу автора проекта и данный «Лексикон нонклассики») — это, прежде всего, не энциклопедия давно устоявшихся научных понятий, раз и навсегда осмысленных (что в принципе-то и невозможно в исторически развивающейся культуре и особенно в период ее бурного перехода в новое качество, в новый зон бытия), описанных и сданных в архив культуры под соответствующим инвентарным номером. Отнюдь. Сегодня Лексикон — это принципиально открытая, динамически развивающаяся исследовательская система; может быть, в современной стремительно меняющейся научно-культурной ситуации — одна из наиболее адекватных ей форм научного исследования. Естественно, что речь в первую очередь идет о ситуации XX века, но не только о ней. Стремительное движение и трансформации современного гуманитарного знания (и в форме, и в содержании) заставляют исследователя достаточно регулярно и пристально всматриваться в исторические глубины, искать там ответы на многие актуальные вопросы, пути решения нынешних проблем, с одной стороны, и нередко пересматривать (иногда достаточно радикально), казалось бы, давно устоявшиеся взгляды на культурно-исторические феномены и понятия прошлого.
Здесь я говорю, однако, в большей мере об актуальном Лексиконе, основное семантическое поле которого составляет совокупность понятий, описывающих современную культуру, и художественно-эстетическую в частности. Частность эта между тем не случайная. Она такова, что в ней, пожалуй, с наибольшей силой отображаются сущностные процессы, протекающие в современной культуре, и даже — в более глобальном социоцивилизационном потоке. Собственно и традиционное искусство, как правило,
8
всегда являлось своего рода квинтэссенцией культуры («цветением на бытии» назвал как-то Плотин красоту), чутким барометром культурно-цивилизационных процессов и исторических состояний человечества; духовной ауры социокультурного бытия, его ориентации в метафизическом пространстве. Другой вопрос, что гуманитарная наука только в XX веке научилась (да и то далеко не в должной мере) понимать это. А здесь и искусство приказало долго жить. Тем не менее «свято место не пустует», особенно столь значимое в человеческой жизни, какое занимало искусство. Нечто активно идет ему на смену, и это нечто в виде современных арт-проектов и арт-практик самого разного толка — от примитивных «кухонно-квартирных» инсталляций, стёбоформных писаний и убогих будто-бы-шаманских-по-сути-часто-хулиганских акций до достаточно сложных (уже) визуально-пространственных и компьютерно-виртуальных проектов, осваивающих кибер-пространства всемирной паутины, — с жесткой необходимостью (важнейшая закономерность художественного бытия и мышления вообще) отображает общую ситуацию в современной культуре-анти-культуре и даже профетически ощущает (и нащупывает) пути и способы ее бытия в ближайшем будущем, то есть в первом столетии нового тысячелетия. Отсюда особая значимость именно современного (по многим своим параметрам неклассического — нонклассика!) художественно-эстетического Лексикона, как открытой (в смысле незамкнутой, имеющей тенденции к динамическому развитию) формы научного исследования и, одновременно, культурно-эпистемологического события.
В этой амбивалентности (или даже поли валентности) Лексикон начинает играть в современной ситуации роль некоего ядра, вокруг которого возможно формирование новых культуроморфных образований, зачаточных форм того, что идет на смену традиционной культуре и традиционным гуманитарным наукам. Лексикон как ядро становящейся грядущей культуры и гуманитарной науки в их каких-то качественно новых модусах бытия. Ибо Лексикон выступает сегодня и как исследовательский центр (и механизм одновременно) новейших процессов в художественно-эстетическом поле; и как носитель традиционных знаний, актуальных для современной ситуации (отсюда статьи: Возвышенное, Игра, Прекрасное, Эстетика и др.); и как герменевт новейшей, постоянно возникающей из гносеологических потребностей этой ситуации специальной лексики; и как генератор новых понятий и смыслов, актуальных на данном этапе гуманитарного знания. Вокруг и в связи с Лексиконом, в его энергетическом поле воплощаются, формируются и актуа-лизуются сегодня многие феномены и артефакты культуры, реализуются научные и па-ранаучные тексты, выявляется семантика и прагматика художественно-эстетического бытия. Отсюда все возрастающая и объективная тяга к словарному мышлению, дисциплинирующему сознание, которое опасно растекается в безбрежности современной поликультурной ситуации, к писанию и изданию самых различных словарей.
Сегодня мы знаем ряд форм лексиконо-аналитического мышления. Есть сугубо личностные исследования, в которых в словарной форме представлена целостная научная концепция автора, его во многом личный, субъективный опыт бытия в культуре и взгляд на современную (или более глобальную в историческом масштабе) ситуацию в той или иной отрасли культуры или в культуре в целом. Существует достаточное количество подобных словарей. К ним, например, относятся словари: Souriau E. et A. Vocabulaire d'esthetique. Paris, 1990; Дж. Трифунович. Азбучник српских средньовековних кньижев-них nojmoвa, Београд, 1990; В. Г. Власов. Стили в искусстве. СПб, 1995; В. П .Руднев. Словарь культуры XX века. М., 1997 и другие, особенно зарубежных авторов.
Большее распространение имеют словари, написанные коллективом авторов под руководством (редакцией) одного или нескольких ученых. Они, как правило, претендуют на некую объективность, которая по крупному счету оказывается фикцией, осознаваемой или не осознаваемой составителями, или, выражаясь академически, — полисубъективностью. Многие статьи в этих словарях (если не подавляющее большинство) в той или иной степени тоже имеют личностный характер, то есть отражают уровень знаний или имеют окраску общей научно-мировоззренческой позиции автора статьи, которая обычно не совпадает ни с позицией составителей, ни с пози-
9
циями других авторов, о содержании статей которых он узнает, как правило, только получив экземпляр опубликованного словаря. Здесь мы имеем дело с тем, что в древности называлось «строматами» — текстом, подобным лоскутному одеялу или пестрому ковру. «Строматное» мышление — типичный продукт крупных переходных периодов в культуре. В частности, жанр «стромат» был характерен для эпохи поздней античности — раннего христианства. Он типичен и для постмодернистского сознания. Большинство современных словарей по культуре, философии, литературоведению, искусствоведению имеют такой характер. Укажу хотя бы только на недавно вышедшие интересные «энциклопедии» «Культурология. XX век» (автор проекта С. Я. Левит, в 2-х томах, СПб, 1998) и «Encyclopedia of Aesthetics» (под ред. M. Келли, в 4-х томах, N.Y , Oxford, 1998). В нашем случае тип коллективного («строматного») открытого Лексикона-процесса предполагает некое принципиально экспериментальное динамически многомерное исследование достаточно широкого спектра понятий, имен, феноменов, характеризующих общую ситуацию в художественно-эстетической культуре XX в., осмысленного как апогей глобального переходного периода, а также некоторых значительных понятий и явлений традиционного художественно-эстетического опыта в современной интерпретации; в нем запрограммирована некая принципиальная стохастичность, предполагающая периодические дополнения и изменения в поле его статей-микроисследований.
Предельно обострившийся в нашем столетии с появлением структурализма особенно лингвосемиотический вкус в гуманитарной науке, да и в культуре в целом, когда даже визуальные искусства активно тяготеют к структурной лингвистике, существенно повысил роль лексиконного мышления не только в философии, но и в эссеистике и беллетристике. Напомню только два заметных явления этого типа в современной культуре: «Фрагменты речи влюбленного» Р. Барта — философскую эссеистику, выстроенную в форме центонного (см.: Центон) словаря, и «Хазарский словарь» М. Павича — постмодернистский роман, в основе которого лежит лексиконное мышление.
Проект «Лексикон нонклассики» находится в русле современного словарно-аналитического мышления. Это коллективный словарь-исследование художественно-эстетической ситуации в культуре XX века. В основе его лежит достаточно целостная концепция (в рамках неклассической эстетики) главных структурно-типологических принципов подхода к современной культуре при сознательной ориентации на плюрализм субъективных исследовательских позиций конкретных авторов статей. Это в полном смысле слова «строматы» — целостный живой текст, сшитый из различных по многим параметрам (как правило, достаточно ярких, ибо привлечены неординарные авторы) лоскутов.
Сам текст «Лексикона» в какой-то мере может быть уподоблен видимой части айсберга, которая явила себя благодаря мощной подводной части — собственно того большого объема гуманитарных исследований, проделанных авторами и в лаконичной концентрированной форме зафиксированных в публикуемых статьях. В процессе работы над ним был выявлен некий флюктуирующий круг как вроде бы сущностных, так и будто бы маргинальных характеристик, проблем, терминологии, конкретных персон и феноменов, так или иначе связанных с тем грандиозным переломом в художественной культуре и эстетическом сознании, который заметно актуализовал-ся где-то с середины XIX столетия и продолжался на протяжении всего XX века. Показано, что он прямо или косвенно связан со все ускоряющимся научно-техническим «прогрессом», следствием чего стали принципиальные сдвиги в общественном и личностном сознании, отход от Духа и духовности в сферу чистой материально-соматической стихии, стремление к переоценке традиционных ценностей культуры, ощущение их герметичности для материалистического мышления, неактуальности для современного сознания или недостаточности для человеческой экзистенции в принципиально новой жизненной ситуации современного техногенного общества; попытки переориентации гуманитарных наук и основного русла художественной культуры на
10
некие новые мировоззренческие, онтологические, гносеологические, технологические и т. п. аспекты человеческого бытия; в целом — принципиальный отход от большинства традиционных, или «классических», представлений, методов, форм и способов художественно-эстетического мышления.
В какой-то мере условное понятие «неклассическое», или «нонклассика», в контексте данного исследования означает некую принципиальную оппозицию к также достаточно условному, но хорошо «работающему» в научном плане понятию «классической» художественно-эстетической культуры. Под последним имеется в виду в художественно-эстетической теории ось: Аристотель — немецкая классическая эстетика с традиционными эстетическими категориями прекрасного, возвышенного, трагического, комического; а в искусстве — миметически-идеализаторская (см.: Мимесис) линия: греко-римская античность — Возрождение — классицизм — академизм — реализм.
Как известно, начиная со второй пол. XIX в. и художественная культура, и философия искусства начали все более энергично и последовательно отходить от «классичности» в самых разных направлениях. В сфере философской эстетики этот процесс «узаконил» Ницше, сформулировав принцип релятивности духовных ценностей. Своего апогея метод «философствования молотом» или «глобальной деконструкции» в культуре и неосимволической герменевтики в науке достиг к концу XX столетия — он и стоит в центре внимания создателей «Лексикона».
Последний включает в свой состав терминологию, отражающую основную философско-эстетическую проблематику, художественно-теоретические учения, концепции, взгляды, манифестации и т. п. и соответствующую практику искусства (в его основных видах, направлениях, школах, формах проявления, главных представителях.) конца XIX-XX вв., за исключением хорошо изученного и практически угасшего в нашем столетии в смысле активной креативности (перешедшего в разряды музейных памятников, школьных учебников и антологий или коммерческой продукции) «классического» в указанном выше смысле направления (см. также: Консерватизм).
Авторы «Лексикона» попытались в одном исследовании (усилиями философов, искусствоведов, филологов) представить достаточно полную (насколько позволяет материал исследования, который в ряде случаев еще сам находится в процессе формирования или деконструкции, и возможности исследователей) картину неклассического эстетического сознания, искусства и, шире, многообразной арт-деятельности принципиально нового (по сути своей переходного) этапа художественной культуры, начавшегося где-то с середины прошлого века. Его последний этап обозначен здесь как ПОСТ-культура (ПОСТ-).
«Лексикон» включает в себя статьи по следующим тематическим разделам:
— основные философско-эстетические, научно-прикладные и т. п. теории, концепции, проблемы художественной культуры (и отдельных видов искусства) последней трети XIX-XX вв. (экзистенциализм, информационная эстетика, фрейдизм, структурализм, семиотика, герменевтика, постмодернизм и т, п.);
— главные, наиболее значимые, а также оригинальные и уникальные авторы и представители эстетики, философии и теории искусства указанного периода (Бергсон, Бодрийар, Бахтин, Делёз, Деррида, Фрейд, Хайдеггер и т. д.) ;
— неклассические направления, движения, школы, стили в художественной культуре (т.е. в основных видах искусства и его нетрадиционных формах) указанного периода (абстрактное искусство, авангард, алеаторика, додекафония, кубизм, символизм, сюрреализм, концептуализм, поп-арт и т. п.);
— главные, ключевые фигуры в художественной культуре, арт-деятельности XX в. неклассической ориентации ( Беккет, Берг, Бойс, Годар, Гринуэй, Дали, Кандинский, Ле Корбюзье, Малевич, Пикассо, Штокхаузен и др.);
— эстетическая и специальная искусствоведческая терминология, сложившаяся в искусствоведении, филологии, эстетике для описания процессов и феноменов неклассической художественной культуры и отдельных произведений искусства, арт-дея-
11
тельности (абсурд, антиномия, акция, ассамбляж, виртуальная реальность, инсталляция артефакт, вещь, письмо, концепт, деконструкция, дискурс, интертекстуальность, шизоанализ и т. п.);
— некоторые философско-эстетические концепции и художественные явления в истории культуры, отличные от «классической» линии развития, маргинальные по отношению к ней, но оказавшие влияние или типологически близкие, созвучные тем или иным феноменам собственно неклассической культуры современности (в данном случае мы ограничились общими статьями по средневековой и православной эстетике, как своеобразными «неклассическими» антитезами-парадигмами ряда процессов в арт-культуре XX в.);
— основные статьи по классической эстетике, как напоминание той тезы, на «снятии» или доведении до абсурда которой формировалась почти вся нонклассика XX в. (безобразное, возвышенное, игра, инспирация, прекрасное, эстетика, эстетическое).
Определяющим в методологии является системно-аналитический подход. Основные феномены современного искусства и арт-деятельности рассматриваются как в историко-искусствоведческом, так и в более общем — культурно-эстетическом аспектах. При этом выявляется гибкая корреляция между собственно сферой художественного опыта и многочисленными сферами и уровнями широкого культурно-мировоззренческого контекста. Отсюда нетрадиционный характер «Лексикона» в содержательном плане. В его состав входят и статьи традиционного историко-искусство-ведческого характера, и теоретико-искусствоведческие, и философско-эстетические, и культурологические с тем, чтобы в целом представить наиболее полно многослойную, многоуровневую, принципиально противоречивую и антиномичную художественно-вне-художественную культуру-анти-культуру последних полутора столетий евро-американской (в основном) цивилизации. В связи с тем, что граница между понятиями «классика» и «нонклассика» все-таки достаточно условна и размыта при их принципиальном сущностном различии в «Лексикон» вошел и небольшой ряд терминов и имен, общих для обеих сфер эстетического сознания. При этом акцент в них делается на их неклассической семантике и ориентации.
В силу принципиальной многозначности, многомерности, противоречивости и недостаточной изученности многих феноменов (но также — и их стремительной исторической динамики) неклассической художественно-эстетической культуры, принципиально различных подходов в науке к тем или иным феноменам этой культуры в «Лексиконе» предусмотрены: сосуществование нескольких статей на один термин различных авторов; включение авторских статей (известных деятелей искусства или мыслителей — о себе, о своем методе, направлении, введенном в науку понятии и т. п.); использование метода центона — цитирования уже опубликованных словарных статей, их фрагментов или «стромат» из различных цитат (с обязательным указанием источника цитирования) в случае их органичности для данного «Лексикона»; принципиальная несоотнесенность объема статей с вроде бы очевидной на сегодня степенью культурной значимости того или иного феномена или персонажа (ибо для многих она еще не определилась и в принципе — относительна) и некоторые другие «неклассические» приемы организации лексиконов.
«Лексикон» замыслен и осуществляется как принципиально открытая подвижная исследовательская система, адекватная предмету своего исследования и тесно взаимодействующая с ним. В связи с этим публикация «Лексикона» началась в «Лексикографических СРЕЗах» проекта «КорневиЩе. Неклассическая эстетика» (1998, 1999, 2000 гг.) Института философии РАН, в переработанном и дополненном виде многие из этих материалов представлены в настоящем издании и предполагается периодическое переиздание «Лексикона» со значительными изменениями и дополнениями.
В. Бычков

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.